Арефьева Ирина Сергеевна, воспитатель/педагог-психолог

Статья «Внедрение инноваций в современные образовательные технологии»

Содержание

Введение

1. Инновационные образовательные процессы и факторы их развития

2. Проблемы внедрения инноваций в образовательные процессы

Заключение

Список литературы

Введение
1. Инновационные образовательные процессы и факторы их развития
Заключение

Происходящие модификации в социуме, развитие и современные технологии в науке и образовании, в кругу преподавательской деятельности выдвигают актуальные задачи о совершенствовании образовательной системы. Одним из способов постоянного усовершенствования данной сферы деятельности являются нововведения, представляющие собой применение в педагогическом процессе разнообразных новшеств. Они применяются в содержании обучения, способах, видах и образовании процесса обучения, преподавания и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений.

В данном докладе рассматриваются актуальные вопросы теории и практики управления инновационными изменениями в образовании, предлагаются научно-методические материалы, которые могут быть использованы руководителями образовательных учреждений.

Проблематика исследования заключается в том, что инновационные процессы (т. е. процессы разработки и освоения новшеств) как объект управления на практике качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов.

Цель исследования – рассмотреть, какие факторы сопутствуют инновационным процессам в образовании, а какие – противодействуют.

Инновационные образовательные процесс – это нововведения, представляющие собой применение в педагогическом процессе разнообразных новшеств, применяющихся в содержании обучения, способах, видах и образовании процесса обучения, преподавания и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т. д.

Многие сейчас слышали о преимуществах, которые несет для развития системы образования его дигитализация. «Цифровое обучение» отличается установкой на высокую степень вовлеченности учащихся (оно центрировано на их способностях и интересах, а еще, парадоксальным образом, на внимание к командной работе.

Учащиеся не довольствуются одной системой знаний. В течение жизни они меняют траектории обучения, совершают несколько переходов в различные, возможно, не связанные между собой образовательные области.

Неформальное обучение становится важным элементом опыта, а формальное образование больше не играет такой серьезной роли. Оно теперь осуществляется с помощью разных частных «инструментов»: через построение деятельностных сообществ, личных сетей и посредством обучения на рабочем месте.

Закрепляется норма lifelong learning: обучение воспринимается как непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Разные виды деятельности, ранее как будто жестко закрепленные за обучением/образованием и работой, больше не отделены друг от друга. Часто по своим смыслам они оказываются тождественны.

Использование технологий влияет на когнитивные способности, особым образом «программирует» их применение. Инструменты, которые мы используем, определяют и формируют наше мышление. С их помощью также можно дополнительно разгрузить или поддержать когнитивные процессы.

И группа, и индивид воспринимаются как обучающиеся системы. Повышенное внимание к управлению знаниями (knowledge management) подчеркивает необходимость теории, которая объясняет связь между индивидуальным и коллективным обучением.

Компетенции по типу «Знать, как» и «Знать, что» дополняются компетенцией «Знать, где». Большое значение получает не только фактическое и прагматическое знание, но и умение любые знаниевые системы обнаруживать.

Учителя благодаря технологиям более доступны для общения и могут выступать в новых для себя ролях: курировать цифровые платформы, где размещается учебный контент, анализировать данные, которые собираются на этих платформах для учащихся, консультировать их в режиме чата или видеосвязи, давать комментарии в «облачных» документах. В итоге меняются представления об учебе и в глазах обучающихся. Трансформируются представления об оценивании работ: с использованием цифровых инструментов потенциально снижается риск получить предвзятую оценку (у алгоритмов нет любимчиков). Иначе выглядит система борьбы с плагиатом: история изменения документа и цифровые системы оценки оригинальности текста весьма прозрачно показывают источники заимствования. Межличностная коммуникация в рамках коллаборативного обучения тоже становится интенсивнее.

Актуально и обучение вне школы (distance education, отказ не только от образовательных институций как хранилищ знания, но и от любых «насильственных» практик обучения. Мы поговорим о более простых и менее редких реалиях – о наращивании привычки учиться вне навязанного формального ритма и пространства.

Наличие или отсутствие интернет-соединения больше не является проблемой. Персональные устройства способны давать доступ к контенту и в офлайн режиме. Например, таковы электронные книги, софт которых делает знакомство с контентом более привычным для современных пользователей. Основное содержание книги идет в комплекте с инструментами аннотирования и комментирования, закладками, гиперссылками, интерактивным словарем, функцией поиска. Так что неудивительно, что образовательные учреждения (или стоящие за ними носители административного ресурса) стремятся внедрять мобильное обучение в свои учебные экосистемы. Цифровые технологии делают элементы образовательной системы более «узнаваемыми», соотносимыми с опытом повседневного онлайн существования, что часто приносит положительные результаты.

Идеи о том, что все люди разные и учить всех надо по-разному, существуют веками. С развитием цифровых технологий обеспечение учебного процесса разного типа контентом стало возможным. Как минимум потому, что одно и то же содержание может подаваться через разные медиумы: посредством видео- и аудиконтента, VR- и AR-объектов.

Понятно, что в отличие от печатной книги, электронные учебные материалы могут провоцировать больше взаимодействия в классе. А внедрение уже упоминавшейся модели «перевернутого класса» (flipped learning) вкупе с применением онлайн или электронных учебных материалов позволяет учащимся увлекательно осваивать новую информацию дома, а всю практическую работу выполнять в школе – на интерактивных занятиях. Кстати, с введением технологий дополненной/виртуальной реальности в школу и дополнительное образование учебный опыт может стать еще более захватывающим – AR/VR гарантируют новое измерение интерактивности. Вместо обучающих фильмов и даже онлайн игр ученикам предлагается получение иммерсивного опыта и включенного наблюдения за объектами (например, атомами и планетами, египетскими пирамидами и горными цепями, которые раньше можно было только восстанавливать по двухмерным изображениям. В этой практике есть еще элемент «инклюзивности»: не каждому дано пережить такой опыт в действительности, но каждый – в процессе обучения – может к нему «прикоснуться». Тут важен именно факт взаимодействия, поэтому такое обучение еще и освобождено от занудства классического воспроизведения учебного нарратива по учебникам.

Инновации появляются в процессе решения главных проблем новейшими способами и средствами.

Создавать центры по изучению и анализу педагогических новшеств и «выводить в свет» литературные издания о нововведениях в образовательной сфере («Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.) начали в середине прошлого столетия в США и во многих странах Европы.

В Советском Союзе вели аналогичную работу. Новации в области педагогики внедрялись выборочно, приветствовалась и поощрялась передача преподавательского навыка.

Таким образом, процесс укоренения инноваций — это направленный, обоснованный, осмысленный процесс по зарождению, усвоению, использованию и увеличению новейших, современных концепций, действующих и приспособленных к конкретным требованиям и подходящих к определенным условиям.

Этот процесс предусматривает качественное совершенствование концепции и стимулирует его участников к изменению их точки зрения в определенном вопросе. Инновационные образовательные процессы включают в себя 2 важнейшие педагогические проблемы [1]:

проблема исследования педагогического опыта;

проблема воплощения в реальность достижений педагогики.

Конечный итог инновационных разработок в образовании – это пользование новшествами в теории и на практике. При этом инновация в образовании предусматривает введение дополнений в цели образования: создание нового содержания, эффективных методов, форм, организации обучения и воспитания; распространение педагогического умения; внедрение новейших технологий управления школой как экспериментальной площадкой.

Если собственное обновленное образовательное направление предполагает изменение образовательного и воспитательного процессов, которые являются последовательными и систематичными, а, следовательно, затрагивают задачи, содержимое, способы, приемы и иные части преподавательской деятельности, то выделяют 2 группы факторов:

• объективные — создание условий, поддерживающих развитие инноваций и предусматривающих их использование;

• субъективные - готовность субъекта инновационного процесса к данной деятельности.

Субъектами инновационных процессов являются: ученые-педагоги, учителя и остальные работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную специфику.

Высокотехнологичная направленность является частью коллективной преподавательской деятельности. Но нужно также учитывать субъективную и объективную сторону существующего процесса. Здесь объектом будут считаться иные аспекты деятельности, которые развивались ранее и сегодня время несут репродуктивные черты, а методы и способы этой деятельности для педагогов-новаторов стали носить проблемный характер [3].

Что дает стимул инновационной направленности педагогической деятельности?

Ответить на поставленный вопрос можно опираясь на социально-экономические реформы, происходящие в обществе и в образовательной системе, измененной образовательной политикой из Конституции РФ и Законе «Об образовании». Данная политика предусматривает гуманитиризацию содержания образования; состав и введение новых дисциплин; изменение объема содержания. Изменение взглядов педагогов к освоению педагогических новшеств, проявления ими исследовательского интереса к созданию педагогических новшеств, использованию их в практической работе.

На практике можно выделить следующие пути внесения нового в школы:

развитие своего опыта;

использование опыта, созданного другими;

изучение научных разработок;

метод пробы и ошибок;

сам эксперимент.

Идея от самого своего зарождения до своего воплощения на практике проходит через несколько этапов:

обоснованное предложение о способах решения образовательно-воспитательной задачи;

развернутое использование методики;

практическая реализация;

полное освоение.

На данном этапе процесс не заканчивается. Развитие новшеств происходит постоянно, пока не найдется более простой и эффективный подход к решению проблемы. Для укоренения новых форм и методов работы требуется подготовка учителей к работе в новых условиях, методическое и технологическое обеспечение.

Применение новых технологий в разных ситуациях напрямую подчиняется уровню педагогической работы в школе. Для этого необходимо адаптировать новшество к определенным условиям. Больших усилий требует введение новшеств, касающихся отношений между людьми, а также системы руководства наукой и образованием. У идей с незначительными обновлениями шансов быстро и эффективно внедриться в педагогический процесс намного больше. Следует также сказать, что успех введения инноваций зависит напрямую от проверенного опыта [2]

2. Проблемы внедрения инноваций в образовательные процессы

Со стороны может показаться, что дигитализация образования и отдельных обучающих практик есть глубоко положительное явление. И действительно, в умелых руках названные инструменты работают великолепно. Остается только эти руки научить не бояться цифры, прокачаться в философии образования, обрести веру в способность учащихся брать ответственность за свое развитие.

С другой стороны, наблюдая за успехами в области технологий, стоит всегда задумываться, успевает ли за их развитием педагогическое сообщество, общество в целом, и не является ли такое множество «обновленных» подходов попыткой хоть что-то успеть, хоть как-то объяснить, зачем эти технологии нужны. А может, мы только в начале пути и не очень понимаем, как учить и учиться в эту новую технологическую эпоху?

На сегодняшний день первоочередная цель образовательного и воспитательного процесса звучит так: «научить учиться». Школьник становится не объектом, а субъектом обучения. В связи с этим меняются и требования к организации педагогического процесса. Наиболее распространенные новшества:

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированное обучение;

проектная и исследовательская деятельность;

игровые технологии.

Правда, на практике внедрить их не так-то просто по ряду причин:

1. Недостаточная методическая проработка инноваций – нет практики применения, например, интерактивных досок, образовательных приложений.

Принятие новых ФГОС поставило перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Их реализация требует новых методических разработок. Поскольку инновационные технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что недостаточном уровне.

2. Необходимость переподготовки и мотивации кадров – многие преподаватели продолжают пользоваться обычными досками для записей вместо интерактивных, в лучшем случае используя их в качестве полотна для проектора и показа презентаций.

3. Отсутствие нужного материального и технического оснащения образовательных учреждений – многие школы банально не могут позволить себе использовать, например, компьютеры для учёбы.

Где ребёнка смогут подготовить по всем компонентам, например, английского языка лучше — в языковом лицее, где уже имеются видеоматериалы и возможности удалённого общения с иностранцами в целях практики навыков говорения, или в сельской школе, где каждый год меняется учитель — недавно закончившая институт молодая женщина, ужасающаяся тому, что к девятому классу единицы способны прочитать английский текст и понять его?

4. Спорное отношение к инновациям у родителей учеников. Они негативно относятся к использованию на уроках, например, планшетов, ноутбуков, с трудом принимают новые учебники. Кроме того, такой подход они считают упрощением знаний, передаваемых ученикам.

5. Опасения у самих учеников. Когда только-только вводили ЕГЭ, были протесты: «эксперименты на людях запрещены!» Действительно, ЕГЭ часто называли экспериментом, конечный итог которого нельзя назвать предсказуемым. А ученикам начальных классов и вовсе важно «дать базу», тот необходимый объем знаний, который позволит им обучаться дальше и, при необходимости, быстро адаптироваться к «обычной» программе, если эксперимент провалится.

Старшеклассники могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы они обучались по классической системе.

6. Нежелание привлекать на работу новых молодых учителей, которые умеют и желают работать с новыми образовательными технологиями, внедрять свои подходы к работе с учениками, уметь им мотивировать и заинтересовывать. В большинстве своём новшества применяют молодые учителя, которые обладают навыками работы с ИКТ, не имеют многолетнего опыта работы по традиционным методикам и в целом более творчески подходят к обучению. Но и здесь могут возникнуть проблемы – нежелание оказаться «белой вороной» и вызвать неодобрение коллег сводит на нет энтузиазм. Проблемой становится привязанность преподавательского коллектива к классическим методам обучения и оценивания, нежелание применять новшества в своей педагогической практике.

По мнению Н. М. Розиной, в нашей стране понятие "образование" потеряло свою цену. Аргументом будет то, что на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается свыше 3000 высших учебных заведений (а также их филиалы) — и каждый из них дипломы идентичного образца. Обществом был утерян ориентир понятия – образованный человек и что такое человек, получивший хорошее образование [3].

На сегодняшний день в обществе по отношению к системе образования сложилась довольно непростая ситуация. По большому счету, мы наблюдаем два конфликтующих лагеря: в одном "реформаторы" (или модернизаторы, а в другом — так называемые "консерваторы".

Хочется отметить, что решения о будущем системы образования затрагивают большинство интересов общества и тем самым влияют на судьбу страны. В связи с этим каждое новое предложение должно непосредственно проходить тщательную экспертизу и гласно обсуждаться научно-педагогическим сообществом.

Модернизация образования — это государственная программа, в рамках которой сначала разрабатывается, а затем реализуется план мероприятий. Среди них можно выделить те, которые относятся исключительно к средне общеобразовательной школе:

введение ЕГЭ;

введение на старшей ступени направленного профиля;

совершенствование механизмов контроля за образованием и его качеством;

разработка и принятие стандартов общего образования, а также разгрузка содержания образования.

Проблема содержательности образования сейчас является актуальной, как никогда. В период развития мировой экономики, успех которой определяла немногочисленная элита, подошел к концу. Поэтому уровень развитости страны напрямую зависит не только от уровня и разносторонности образования основной массы населения, но и от качества подготовки специалистов в средней и высшей школе профессионального обучения. Обновлять содержание образования с пользой можно только опираясь на его фундаментальность и с использованием межпредметных связей. Это означает, что следует понимать современный уровень развития той или иной науки в целом, а также специфику ее отдельных отраслей.

Российская система образования, на современном этапе, претерпевает колоссальные изменения, которые являются причиной инновационных процессов в образовательных учреждениях. Основная характеристика образовательной ситуации на сегодняшний день, состоит в поиске путей изменения системы образования. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов.

Множество новейших преобразований, которые ведутся сегодня в образовательных учреждениях, требуют специального научно-методического снабжения. Введение новизны в образование требует от педагогов и от руководителей знания тенденции инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологиями целеполагания и проектирования, диагностирования; умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль. Каждый коллектив педагогов имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен возложить на себя некоторые обязательства по подготовке и организации нововведения.

Анализ ситуации касательно деятельности любого образовательного учреждения, который работает инновационном режиме, выявил список проблем: недостаточность научного обеспечения инновационных процессов, а также нормативно-правового обеспечения данной деятельности, которое способствовало бы увеличению списка возможностей для творческого поиска; отсутствие целостности и системности внедряемых педагогических инноваций; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в считанные часы. Для этого понадобится подготовка и переподготовка педагогов, которые будут способны грамотно осуществлять подобную деятельность [2].

Обновление технологий и методов обучения для современного образования не является панацеей. Поставить во все классы компьютеры, интерактивные доски и закупить подписку на модные онлайн-образовательные проекты не значит обеспечить стопроцентный рост качества образования.

На основе анализа исследований в области инноваций был определен следующий механизм работы по подготовке [1]:

Сформировать потребность и отношение преподавателей в такой деятельности.

Создать благоприятные условия для повышения профессиональной квалификации.

Создать специализирующиеся на инновациях структурные подразделения.

Сформировать систему мониторинга.

Следует также понимать сущность всех компонентов, которые выделяются в подготовке преподавателей и учителей к инновационной деятельности. К ним можно отнести наличие мотивации, которая будет касаться включения в эту деятельность, комплекса уникальных знаний о современных нормативах и требованиях, а также совокупность знаний и способов решения многочисленных задач такой деятельности.

Приведенные выше примеры снова неотделимы от прошлых практик. Люди всегда учились, выписывая ученые книги, путешествуя за известными лекторами, просматривая просветительские передачи. Инновации значительно упростили доступ к информации, сделав его бесплатным/дешевым и доступным почти повсеместно. Благодаря удобным алгоритмам повысилась автономность учащегося от старых образовательных институций, которые тормозят развитие современной системы образования, нацеленной на научение самостоятельно принимать решения, получать информацию, которую можно будет применить на практике, работая как самостоятельно, так и в команде.

Список литературы

1. Ахметвалеева Э. М., Муллагаяова Г. С. Инновации в сфере образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-obrazovaniya-1 (дата обращения: 03.01.2019).

2. Берсирова С. Д. Инновационные технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 03.01.2019).

3. Барахович И. И. Проблемы инноваций в образовании // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-innovatsiy-v-obrazovanii (дата обращения: 03.01.2019).

5 февраля 2023 в 12:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.